Руины святилища Аполлона Гилата, или Хилатского (бога лесов и покровителя города Куриона), живописно расположены на прибрежной возвышенности в двух километрах к западу от Куриона, позади античного стадиона. Результаты археологических раскопок позволяют делать вывод о том, что культ Апполона на Кипре был чрезвычайно распространен с VIII по IV вв. до н.э.
На обширном пространстве раскинулись колоннады, чередующиеся с полуразрушенными стенами зданий и оград. Это самое значительное из святилищ, сохранившихся на Кипре, возникло еще в VIII в. до н.э. По своему значению оно приравнивалось к храму Афродиты в Пафосе. Священный участок архаического времени состоял из двора, окруженного оградой, и небольшого помещения.
Лимасол и окрестности – Святилище Аполлона Гилата
Позже на этом месте было создано более обширное святилище, основные памятники которого относятся уже к римскому времени. У входа в одно из зданий сохранилась надпись, возвещающая, что оно было сооружено императором Траяном в 101 г. н.э. Наряду с многочисленными убежищами для странников, палестрой и реставрированным храмом, цистернами и банями особенно примечательно круглое сооружение – скальная площадка диаметром 18 метров с семью углублениями, где некогда стояли молодые священные деревца, вокруг которых паломники исполняли ритуальные танцы.
Вокруг площадки проходит мощеная дорожка для ритуальных процессий в честь Аполлона. Это сооружение – единственное в своем роде во всем Средиземноморье. Все в том же 365 г. сильное землетрясение разрушило и святилище Аполлона, а его восстановлению помешало наступление христианской эры. Колонны и элементы фронтона были установлены на место лишь при раскопках. Тем не менее они дают представление о размерах и великолепии всего культового сооружения.
Для археологов, работавших на месте святилища Аполлона Гилата, особенно познавательными были раскопки на месте мусорных канав. Анализ золы позволил сделать вывод, что в жертву богам приносили в основном ягнят. В одну из канав жрецы регулярно сбрасывали подношения верующих, для которых в храме уже не оставалось места: маленькие глиняные фигурки животных и молящихся людей. Чтобы заработать себе на пропитание, жрецы продавали приносимые жертвы и культовые принадлежности, подобно тому, как сейчас в церковных лавках торгуют иконками и крестиками.