Кризис, охвативший Римскую империю в III в., привел к перемещению центра экономической и политической жизни в ее более богатые и духовно более развитые восточные районы. Об этом свидетельствовало и основание императором Константином I Великим в 324-330 гг. на берегах Босфора новой столицы империи, названной позже по имени ее основателя Константинополем. Новый Рим возник на месте древней колонии Византии, память о ней отразилась в названии Восточной Римской (Византийской) империи, оформившейся как самостоятельное государство в 395 г.
В состав новой империи вошел и Кипр, ставший частью сирийской провинции Антиохии (ныне Искандерун). Для самих киприотов эти перемены вряд ли имели существенное значение, за исключением того обстоятельства, что с V в. правители острова стали вновь назначаться из числа грекоязычных чиновников, которые наверняка относились к своим подданным с большим пониманием, чем говорившие по-латински правители-римляне. Более восьми столетий с небольшими перерывами Кипр принадлежал Византии.
О жизни кипрского общества в первые века византийской власти известно пока очень мало. В основном имеющиеся сведения касаются утверждения христианства на острове. Обрушившиеся на христиан в III – начале IV в. периодические гонения прекратились после издания в 313 г. знаменитого Миланского эдикта, предоставившего им свободу вероисповедания. В 325 г. христиане провели свой первый Вселенский собор в Никее, где был выработан «символ веры» – краткое изложение христианских догматов. Среди участников собора были три епископа с Кипра.
На следующем соборе в Сардике (344 г.) присутствовали уже 12 кипрских епископов. После провозглашения христианства государственной религией страны (381 г.) их число достигло 15. У киприотов появились и свои святые. Первый из них – участник Никейского собора Спиридон, чьи мощи были затем отправлены в Константинополь. А еще позже, перед турецкой осадой города в 1435 г., перевезены на остров Корфу, где Спиридон был объявлен святым покровителем местных жителей.
Другим святым стал монах Илларион, переселившийся на Кипр в 330-е гг. из Палестины и ставший одним из первых отшельников. Третьим святым был признан епископ Констанции (ранее Саламина) Епифаний (умер в 403 г.), прославившийся своей эрудицией и борьбой с ересью. Особым же почитанием пользовался Варнава, объявленный двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота.
Спиридон Тримифунтский
В конце V в. местный архиепископ Анфимий, ведущий упорную борьбу за независимость Кипрской церкви от антиохийского патриарха, сумел благодаря пророческому сну найти могилу Варнавы и обнаружить на груди апостола копию Евангелия от Матфея, которая, как гласит легенда, была переписана им собственноручно и положена к нему в гроб его верным последователем Марком. Вооруженный найденными реликвиями, Анфимий отправился в Константинополь к императору Зенону, который сразу признал правоту претензий киприотов.
Таким образом, Кипрская церковь отстояла свою независимость и в 488 г. получила статус автокефальности – полной самостоятельности. Вместе с ним Кипрская церковь и ее глава – архиепископ приобрели важные привилегии, еще более укрепившие их влияние на острове. Утверждение христианства облегчило положение местного населения, поскольку были отменены наиболее суровые римские законы.
Уменьшение объема торговых связей с Западной Европой в период вторжения варваров киприоты старались компенсировать за счет развития связей со странами Востока – Индией, Китаем, Аравией. Именно в это время на острове получает распространение шелководство, заимствованное с Дальнего Востока. Кипрские шелка вскоре стали пользоваться широкой популярностью.
Однако время характерного для античной эпохи мирного процветания острова прошло. Со всей очевидностью киприоты это почувствовали в середине VII в., когда на остров напали арабы с целью его оккупации и превращения в базу для дальнейшего наступления в Восточном Средиземноморье. Острову пришлось пережить 24 арабских вторжения, первое еще при Абу Бекре, в год смерти пророка Мухаммеда (632 г.).
Однако арабы стали появляться на Кипре и ранее. В IV в. до н. э. Эвагор I в своей борьбе с персами пытался опираться на поддержку некоего арабского властителя. С того времени, вероятно, на острове побывало немало арабских купцов и путешественников. Но в VII в. ситуация кардинально изменилась: Аравия стала центром нового государства – Арабского халифата, инициатором создания которого был основоположник новой мировой религии Мухаммед (570-632 гг.).
К тому времени, когда преемники Мухаммеда начали активные завоевательные походы, две державы, оспаривавшие верховенство в Передней Азии, – сасанидский Иран и Византия – исчерпали свои ресурсы в долгом военном соперничестве. Поэтому халифские войска сравнительно легко и быстро сумели утвердиться в Палестине, Сирии и Египте. После этого сирийский губернатор Муавия и получил от халифа Османа разрешение совершить рейд на Кипр.
В 649 г. арабские войска под водительством Муавии, прибывшего на 1500 судах всех размеров, высадились в районе Констанции (бывший Саламин). Командир городского гарнизона отверг предложение о сдаче, но после недолгой осады арабы ворвались в город, расправились с местным населением и так разграбили Констанцию, что она не смогла более оправиться. Захватчики начали было грабить и другие районы, но, получив известие о приближении императорского флота, поспешно покинули остров.
В ходе пребывания на острове Муавия добился согласия кипрских властей на уплату дани и обещания не разрешать использовать остров в качестве базы для византийского флота. Во всяком случае, новое нападение, совершенное в 653 или 654 г., было предпринято на том основании, что обещание не было выполнено. Конфисковав имущество киприотов, пытавшихся спастись за стенами Лепефа, Муавия распорядился оставить на острове гарнизон из 12 тысяч человек и начал строительство нового города для мусульманских переселенцев.
В результате опустошительных набегов арабских завоевателей многие кипрские богатства были разграблены, тысячи жителей убиты, либо увезены в рабство. В этот период разрушаются почти все античные и ранне-христианские постройки. Период арабских вторжений – одновременно и эпоха мужественных защитников страны. Многие их подвиги воспеты в эпосе «Атритика», выдающемся литературном документе, отражающем дух того времени. Передаваемые изустно песни эпоса сохранились вплоть до XX в.
После провала попытки арабов захватить Константинополь в 677 г. был заключен мир между византийским императором (василевсом) и халифом. Этот договор был возобновлен в 685 г. Примерно в то же время арабский гарнизон покинул Кипр. В договорах 678 и 685 гг. нет специальных упоминаний об острове. Но в текст договора 688 г., заключенного от имени императора Юстиниана II и халифа Абд ал-Малика, включена особая статья о будущем острова. Стороны договорились, что на острове не должно быть военных контингентов и он не может использоваться как военная база; его доходы поровну делятся между казной василевса и казной халифа.
Это соглашение оставалось в силе до середины X в. Путешественники, побывавшие на Кипре в те три века, пока договор соблюдался, сообщали, что мусульманские деревни соседствовали с христианскими, а сбор налогов и судебные дела осуществлялись как византийскими, так и мусульманскими управляющими, которые постоянно находились здесь. Английский пилигрим Уилибальд, посетивший остров в 728 г., отмечал эффективность совместного управления греков и «сарацин».
Конечно, за эти три века было немало случаев военных столкновений, поскольку, видимо, ни та, ни другая сторона особенно не верила в прочность договора 688 г. Некоторое затишье наступило в 747 г., когда у южных берегов Кипра византийская эскадра разгромила большой египетский флот, насчитывавший до тысячи судов. Правда, в 790 г. мусульманская флотилия, базировавшаяся в одном из портов острова, совершила нападение и одержала верх над византийцами.
Трижды остров подвергался крупным вторжениям арабов, обвинявших греков в нарушениях условий договора (в 743, 806 и 912 гг.). Известна и по крайней мере одна попытка императора Василия I превратить остров в фему (провинцию) Византии (конец IX в.). Тем не менее обе стороны были заинтересованы в сохранении статус-кво, поэтому договор сохранял свою силу. Интересно отметить, что и халифы и василевсы использовали остров как место ссылки своих оппозиционеров. В частности, в период иконоборчества в Византии на Кипр ссылались противники уничтожения икон и настенных фресок.