Киприоты в прошлом, начиная с XVII в., были частыми гостями Русской церкви, приезжая в основном за финансовой помощью и привозя с собою в качестве подарков мощи святых Кипра. Так, в 1623 г. в нашу страну приезжали кипрский священник Никифор, который через год вместе с «мирянином Гришкой» снова побывал в России, в 1626 г. – монахи Леонтий (скончался по дороге в Москву) и Герасим, а в 1628 г. – монах Софроний вместе с диаконом Иоанникием и келарем Паисием.
В том же году приезжал архимандрит Симеон из обители Архангела Михаила в Фамагусте, в 1629-м – архимандрит Иоасаф с келарем Герасимом, в 1632 г. – архимандрит Никифор, в 1642 г. – Кипрский архиепископ Парфений в сопровождении архимандрита Дорофея и архидиакона Парфения. Факт приезда в Россию архиепископа Парфения довольно интересен. В сентябре 1642 г. он был в Киеве и встретился там с митрополитом Петром Могилой. Оба иерарха беседовали тогда по различным богословским вопросам.
В России он и скончался в 1662 году. Весьма спорным вопросом в отношениях между Русской и Кипрской церквами является избрание кипрского митрополита Игнатия патриархом Московским. После захвата турками Кипра он бежал в Россию, где в 1603 г. был избран архиепископом Рязанским. Согласно другой версии, патриарх Иов (1586-1605), не признавший Лжедмитрия, был сослан, а на его место всероссийским Патриархом был избран киприот Игнатий (24.06.1605 г.), который в мае 1606 г. благословил брак Лжедмитрия и Марии Мнишек и рукоположил митрополитом Ростовским Филарета, отца царя Михаила.
Но в мае того же, 1606 года, Игнатий был низложен и заточен в Чудов монастырь, а вместо него патриархом Московским избрали Гермогена, который в 1609 г. был низложен Сигизмундом, снова поставившим на патриарший престол Игнатия (март 1611 г.). Спустя полгода Игнатий добровольно отказался от престола и уехал в Польшу, где скончался в 1640 г. Некоторые историки, правда, считают, что Игнатий никакого отношения к Кипру не имеет и что он из города Иериссоса (епархиальный город между Салониками и Уранополисом).
Хождения русских пилигримов на Кипр известны с XII в. – первым оставил свидетельства об этом игумен Дааниил. Монах Василий Григорович Барский посетил остров в 1135 и 1131 гг. В 1194 г. на Кипре побывал иеромонах Саровской Пустыни Мелетий. Мелетий восхищался иконой Богоматери в монастыре Кикко, полагая, что она – одна из трех написанных Евангелистом Лукой и что история ее перенесения императором Алексеем Комнином в монастырь Кикко была связана с чудесным исцелением его дочери. По словам иеромонаха, основное население острова составляли греки, турки и армяне.
«Когда я проезжал через Кипр, – рассказывает Мелетий, – меня некоторые спрашивали, когда сюда приедет императрица Екатерина, чтобы избавить нас, как Крым, от рабства». В 1819 г. Кило посетила русская монахиня Варвара, оказавшая большую финансовую пометь монастырю Ставровуни и приславшая подворью св. муч. Варвары потир, дискос, облачения и другие церковные предметы. Известно также, что верующие Одессы в 1865 г. для храма св. Амвросия на Кипре послали потир, дискос и святые облачения, а на следующий год – деньги.
Упадок Османской империи, а также расширение влияния европейских государств – Великобритании, России, Австрии и Германии на Балканах и в Восточном Средиземноморье привели к созыву Берлинского конгресса 1878 г., в результате которого Кипр был передан под опеку Великобритании. Ослабленная войнами Турция уступила британцам право на «оккупацию и управление» Кипром. В обмен Лондон обязался содействовать Османской империи в обороне ее владений, а также ежегодно выплачивать около 100 тысяч фунтов стерлингов.
Турецкое владычество продержалось на острове вплоть до 4 июня 1878 г., когда была подписана Кипрская конвенция между Турцией и Великобританией. В том же месяце первые британские войска прибыли на Кипр.