Храм Афродиты

храм Афродиты Пафос

В центре Старого Пафоса, основанного Киниром, вырос храм Афродиты (около 1200 г. до н.э.), ибо сама богиня, по убеждению Кинира, звала его на место своего рождения. Кинир стал царем и верховным жрецом Пафоса, названного так в честь его матери. В течение более тысячи лет храм служил местом богослужения и приюта людей всего Восточного Средиземноморья, а богиня любви с тех пор осталась символом Пафоса.

Руины храма Афродиты.

Судя по изображениям храма Афродиты, которые сохранились на римских императорских монетах, наос (святилище) храма имел трехчастное деление, причем средняя часть была значительно больше боковых. От этого интересного памятника кипрской сакральной архитектуры, прославленного во всем античном мире, сохранились только фундаменты да разбросанные там и тут на пустынном поле архитектурные обломки. В отличие от прочих храмов центр культа Афродиты представлял собой открытый дворик.

Сохранились некоторые элементы более древней постройки бронзового века. Наиболее впечатляющей деталью является массивная стена в ее юго-западном углу. Крестьяне и искатели счастья проделали в камнях многочисленные отверстия в поисках мифических сокровищ богини. Раскопки святилища Афродиты ведутся с 1887 г., однако если найденные обломки и остатки колонн дают представление о размерах храма, то, к сожалению, никак не позволяют судить о его былом великолепии.

Святилище Афродиты.

С именем Афродиты связаны многие реальные истории в жизни города. Например, известно, что тот же царь Кинир узаконил в Пафосе проституцию, которая стала необходимым ритуалом почитания культа Афродиты. «Стозальный» — как его называли — храм Афродиты и был, вероятно, местом храмовой проституции и религиозных оргий. Он прославился в то время благодаря множеству красавиц — жриц, служительниц богини.

В те древние времена проституция считалась благородным занятием, ибо предполагалось, что она играла познавательную и воспитательную роль в жизни городов. Жрицы Афродиты в Пафосе придерживались строгих правил, требующих самопожертвования, молитвы и соблюдения обрядов очищения. От жриц прежде всего ждали преданности своему делу, искренности и участия в разного рода празднованиях.

Одним из таких важнейших праздников был фестиваль Афродисия — день любви и жертвоприношений богине. Об Афродисиях, этих таинственных церемониях с участием паломников, жаждущих снискать благоволение Афродиты, известно совсем немного. Участники должны были хранить об этом гробовое молчание, а слухов ходило множество.

Во время праздничных мистерий верховный жрец и жрица копировали якобы мифический акт слияния Афродиты с Киниром. Каждая женщина Пафоса во время этих праздничных дней в стенах храма добровольно отдавалась любому мужчине, который ее пожелает. По обычаю, женщины усаживались в длинный ряд у храма и ждали, пока их выберут мужчины. Знаком предпочтения со стороны мужчины были серебряные монеты, которые бросали своей избраннице на колени.

Получив монету, женщина не могла отказать. Пара отправлялась в одну из комнат храма, украшенную зеленью, где и происходил акт так называемого жертвоприношения. Ясно, что такая репутация святилища должна была привлечь в Пафос дополнительное число паломников-мужчин, желающих лично проверить, что здесь правда, а что нет. Высшей целью жителей Пафоса было удовлетворить богиню Любви, ибо в ответ на это, согласно их религиозным представлениям, она приносит хороший урожай и благополучие.

Во время праздничных мистерий по случаю рождения богини из моря посвящаемым давали щепотку соли и миниатюрный фаллический символ. В современном народном празднике Катаклисмосе (на 50-й день после Пасхи) сохранились скрытые следы древнего праздника рождения языческой богини. В храме поклонялись не статуе богини, а ее символу — древнему камню конической формы. Сегодня он является самым ценным экспонатом Археологического музея. Этот черный камень первоначально был символом какого-то материнского божества и служил предметом поклонения уже во втором тысячелетии до н. э.

камень Афродиты Пафос

Камень Афродиты.

Это божество позднее слилось в глазах верующих с вавилонско-финикийской богиней плодородия Иштар (Астартой), а затем с Афродитой. В Пафосе были свои неписаные законы. Так, девушки не могли выйти замуж, не потеряв сперва свою невинность в храме. Для мужчины же побывать в объятиях жрицы означало благополучие и удачу.

Каждый год в апреле совершался эротический ритуал, заключавшийся в жертвовании девственностью и инициации юношей жрицами. Жрицы, одаренные талантом провидения, становились советниками государственных и военных руководителей. Речи жриц интерпретировались как глас богини и часто становились решающими при обсуждении дилемм государственной важности.

Лишь в конце IV в. византийский император Теодосий запретил эти шествия-оргии: новая религия никак не могла примириться с древними обрядами. От храма Афродиты видно то место, где, попреданию, богиня вышла из морской пены. Оно представляет собой песчаную бухту с живописными скалистыми утесами, один из которых носит имя «Петра-ту-Ромиу».

Пафос

поделиться: