Пафос

Saranda Colones — замок Сорока Колон

Вилла Диониса и мозаики

Царские гробницы

Монастырь Айос Неофитос

Храм Афродиты

Легенды о камне Афродиты

Полуостров Акамас

древний Пафос

Первые поселения в Пафосе относятся к середине седьмого тысячелетия до н.э. О древности цивилизации и культуры этой местности безмолвно свидетельствует кипрский идол плодородия — уникальная крестообразная фигурка женщины IV в. до н. э., найденная неподалеку от Пафоса вместе с другими каменными символами тогдашнего быта.

Зарождение города Пафоса отражено в одной из знаменитых и увлекательных историй о выдающемся царе древнего Кипра — Кинире, который правил островом во время Троянской войны. До того как поселиться на Кипре, Кинир был принцем Финикии. Походы на Кипр он стал совершать в трудное и голодное для его страны время. А в то время западное побережье острова славилось хорошими почвами и обильными урожаями. Там, где Афродита из морской пены ступила на берег, и поселился принц Кинир и решил построить на этом месте город.

По преданию же, сообщенному Страбоном и Павсанием, Пафос был основан вождем ахейских греков Агапенором, попавшим в шторм у юго-западного побережья Кипра при возвращении из-под Трои и нашедшим спасение на острове. Он же воздвиг знаменитый храм Афродиты близ того места, где, согласно греческим мифам, богиня любви и красоты появилась из пены морской. В районе Куклии найдены остатки поселения позднемикенского времени — микенский и геометрический некрополь.

В археологическом музее в Куклии интересен вертел, датируемый XI в. до н. э. На нем надпись, сделанная кипрским слоговым (силлабическим) письмом с упоминанием греческого имени — Офелтос. Это самая древняя греческая надпись, найденная на Кипре: она говорит о том, что уже в XI в. до н. э. на острове был распространен греческий язык. Считают, что именно таким образом, лингвистически, была подтверждена легенда об основании Старого Пафоса Агапенором.

Как бы то ни было, Старый Пафос был знаменит во всем античном мире как центр культа Афродиты. К оракулу богини обращались многие могущественные правители древности, о чем рассказывает Гомер в своей «Одиссее». Так, у оракула во время поездки в Сирию побывал римский полководец Тит. Гомер также сообщает, что Кинир подарил царю Агамемнону роскошное снаряжение для похода на Трою.

Наследники Кинира на протяжении тысячелетий оставались верховными жрецами Афродиты. С 1600 по 1300 гг. до н.э. Пафос платил дань египетским фараонам. В XII в. город сильно пострадал от землетрясения. Храмы восстанавливались последний раз в римский период, но во II в. н.э. город окончательно пришел в упадок.

Около 320 г. до н. э. Никокл, последний правитель Пафоса, перенес свою столицу на новое место, удобное для устройства морского порта и богатое лесом для строительства кораблей. Город был обнесен каменной стеной и постепенно приобрел значительную известность и влияние среди других кипрских городов-государств. В экономическом отношении город начал быстро развиваться, так что скоро Старый Пафос стал лишь религиозным центром.

После смерти Александра Македонского Кипр становится объектом спора между его наследниками Антигоном и Птолемеем. В начале III в. до н.э. он был включен в государство Птолемея, ставшего царем Египта. Кипр потерял на долгое время даже относительную самостоятельность. Остров тогда представлял собой как бы военный лагерь под управлением стратега, присланного египетским царем.

Когда Птолемеи в 294 г. до н.э. захватили Кипр, они разместили в Новом Пафосе свою администрацию, поскольку географически он был ближе всего к Александрии, тогдашней столицы Египта. С этого момента начинается период расцвета города. Не случайно именно там сосредоточены наиболее значительные памятники эллинистического времени, сохранившиеся на Кипре.

Новый Пафос продолжал оставаться столицей Кипра и после того, как власть над островом из рук Птолемеев перешла к Риму. Это произошло в 58 г. до н. э., когда могучая средиземноморская держава, воспользовавшись упадком Египта, вынудила его царей передать ей Кипр по мирному договору. Правда, Юлий Цезарь через несколько лет снова вернул Кипр Египту, но уже в 30 г. до н. э. Август окончательно превратил его в римскую провинцию, и римляне сделали Новый Пафос резиденцией своего проконсула. Любопытно, что одним из проконсулов, размещавшихся в этой резиденции, был Цицерон.

Время правления римлян для Кипра было относительно мирным периодом, характеризовавшимся оживленной строительной деятельностью, — именно в этот период в Пафосе было сооружено несколько дошедших до нас великолепных зданий. В те времена город насчитывал около 30 тысяч жителей. Пафос, очевидно, приобрел тогда вид, типичный для римских городов. Из него паломники со всего античного мира организовывали торжественные процессии к святилищу Афродиты.

После разрушения во время сильного землетрясения в 12 г. до н.э. город начал восстанавливать император Август, почему и получил новое название Августа — Клавдия. В то время он имел население 30 тысяч человек, а его культурный и экономический расцвет манил к себе многих греческих художников, ученых и купцов. Именно здесь, в Августе-Клавдии, апостолы Павел и Варнава во время своего первого миссионерского посещения Кипра в 45 г. н.э. обратили в христианство римского проконсула Сергия Павла.

Легенда говорит, что, прослышав о проповедях апостола, проконсул пожелал встретиться с ним. Во время философского разговора, состоявшегося в атриуме виллы проконсула, апостол сумел убедить римлянина в истинности нового учения. И это уже не легенда, это подтверждают «Деяния святых Апостолов». Обращению предшествовал описываемый в Библии эпизод, когда апостол Павел лишил зрения волшебника Элимаса, особенно яростного противника христианского миссионерства.

После серии землетрясений, полностью разрушивших Пафос в IV в. н.э., город уже не смог восстановить свое было величие. Столица Кипра вновь переместилась тогда в Саламин, на восточное побережье острова. Хотя Пафос и утратил свое значение, он оставался, видимо, крупным поселением вплоть до VII в., о чем свидетельствуют многие раннехристианские базилики. Лишь набеги арабов принесли разорение городу, который в XIII в. был переименован в Ктиму.

Однако вплоть до конца венецианского правления значение города было достаточно велико, и католические епископы избрали Пафос своей резиденцией. Последний верховный пастырь Пафоса Франческо Контарини был убит турками в 1570 г. при захвате Никосии.

поделиться: