Результаты вашего поиска

Саламин

Саламин Северный Кипр

Наиболее крупным и интересным античным памятником Кипра является город Саламин, игравший большую роль в истории Кипра на протяжении столетий. Саламин, основанный Тевкром, легендарным героем Трои, в течение двух тысячелетий был важнейшим торговым, политическим и культурным центром острова. Считают, что свое имя город получил от острова Саламин неподалеку от Афин, который был родиной Тевкра.

С X в. до н. э. Саламин превратился в важный торговый центр, заменив собой Энгоми, который постепенно покинули все его жители. Во времена расцвета в Саламине насчитывалось более 100 тысяч жителей, и он был самым крупным городом Кипра. Своей ведущей ролью город обязан, с одной стороны, хорошей естественной гавани, с другой — целому ряду умелых правителей, среди которых наиболее знаменит Эвагор I (410-374 гг. до н.э.).

Саламин

В первом тысячелетии до н.э. Саламин был центром кипрской торговли с Востоком, что способствовало его процветанию. При Птолемеях (294-58 гг. до н.э.) Саламин был резиденцией египетских наместников и одним из центров управления островом. Уступив при римлянах эту роль Пафосу, Саламин, под именем Констанции, снова становится столицей Кипра при императоре Констанции, сыне Константина Великого, в середине IV в. н.э., и сохраняет эту свою роль на протяжении всей византийской эпохи (395-1191 гг. н.э.).

Несколько землетрясений — в 77, 323 и 333 гг. — причинили городу значительный ущерб. Но окончательно он был стерт с лица земли арабскими завоевателями в 647 г. Жители города оставили его, переселившись в соседнюю Фамагусту, и Саламин прекратил свое существование. Гавань занесло песком, и в спокойную погоду еще видны ее причалы, оказавшиеся на дне моря.

В более поздний период руины стали каменоломней, откуда брали камень жители окрестных поселений. Раскопки, начатые в Саламине еще в XIX в., открыли много интересных памятников архитектуры, а также ряд превосходных статуй, преимущественно римского времени. Античные руины были взяты под охрану как исторический памятник. Но большая часть города, площадь которого когда-то превышала 5 квадратных километров, вероятно, все еще скрыта песком, зарослями акаций, сосен и кипарисов.

За исключением одного погребения, все раскопанные археологами постройки относятся к периоду эллинизма и Римской империи. Долгие века выветриваются под жарким солнцем камни брошенного поселения. Сопротивляясь времени, они и сейчас выглядят достовернее, чем, скажем, ухоженный афинский Акрополь или римский Форум, зажатый многоэтажными домами. При вложении значительных средств Саламин мог бы действительно стать настоящим античньм городом-музеем под открытым небом. Но и в теперешнем виде он не оставляет посетителя равнодушным.

Преодолев два десятка высоких ступеней-скамей античного театра, туристы получают возможность взглянуть с высоты на поистине грандиозную картину. На обширной территории, прилегающей к бухте, можно различить полуразрушенные строения римской и византийской эпох. К самым интересным находкам относятся гимнасий («мраморный форум») с палестрой и римские бани.

Римский гимнасий был построен на месте борцовской школы периода эллинизма. Его двор образовывала колоннада из мраморных коринфских колонн. Это был не просто стадион, но и любимое место встреч, где мужчины собирались поговорить о политике и философии, обсудить дела. Доступ сюда, как и во все общественные здания, имела только городская знать, обладавшая правами римских граждан.

Все статуи вокруг форума лишились в свое время голов. Виновников следует искать не только среди первых христиан, которым были не по нутру языческие истуканы, но и среди антикваров и коллекционеров венецианской эпохи. Во времена Возрождения в Европе существовал большой спрос на римскую скульптуру. Несколько статуй из Саламина выставлено в Национальном музее в Никосии.

К восточной стороне колоннады примыкали римские термы. В стенных нишах крайнего юго-восточного помещения еще есть остатки мозаичных панно со сценами из греческой мифологии. В период христианизации острова, а также во время иконоборчества ниши замуровывались, чтобы не смущать посетителей языческими картинами. Эти, а также многие другие бани и фонтаны получали воду главным образом из источника по акведуку протяженностью около 60 километров.

Примерно в 100 метрах к югу от гимнасии находится римский театр (II в. н.э.), который, как предполагают, был построен на месте греческого театра III в. до н.э. Амфитеатр был рассчитан на 20 тысяч зрителей и считался самым большим на всем Средиземноморье. В центре полукруглой авансцены в античные времена находился алтарь Диониса. Театр — единственное восстановленное строение Саламина. Это заслуга шведской экспедиции, работавшей здесь в 50-е гг. К сожалению, только два нижних ряда сидений подлинные. В настоящее время закончена реставрация 20 рядов из 50, и летом здесь иногда устраиваются представления.

Заслуживают внимания: агора — одна из крупнейших в Римской империи площадей для народных собраний, византийская цистерна (водохранилище), небольшой храм Зевса, а также фундамент базилики св. Епифания, названной по имени самого влиятельного епископа Саламина (368-404). При длине 58 и ширине 42 метра базилика в свое время была крупнейшей на Кипре и использовалась как церковь еще и в Средние века, то есть после разрушения города арабами.

Северный Кипр

Сравнить

Мой Кипр