За зеленой линией Никосии

Мечеть Селимие в Никосия

Собор cв. Софии — мечеть Селимийе.

Улица Ледра упирается в демаркационную линию — «зеленую», — которая с начала турецкой оккупации севера острова проходит прямо через крепостные сооружения города. Переход в зоне знаменитого некогда отеля «Ледра Палас» разрешен только дипломатам, а также «непричастным к конфликту иностранцам». Многие достопримечательности Никосии расположены за этой линией, в турецкой части города.

Крупнейшая достопримечательность в турецкой части Никосии — мечеть Селимийе расположена недалеко от улицы Ледра, в самом центре старого города. Когда-то это был римско-католический собор св. Софии, построенный между 1209 и 1326 гг., — в нем короновали Лузиньянов. Он относится к самым впечатляющим памятникам французской готики на острове и вообще на Ближнем Востоке.

В его сооружении принимали участие видные французские художники и архитекторы того времени, приехавшие на остров в свите французского короля Людовика IX, посетившего Кипр в 1248 г. В булле 1347 г. папа Римский обещает всем строителям собора стодневное отпущение грехов. На церковном кладбище похоронены несколько королей и рыцарей периода правления Лузиньянов. Последнюю мессу здесь отслужил епископ Пафоса Франческо Контарини во время осады города турками 9 сентября 1570 г.

Турки пристроили к собору два очень высоких тонких минарета, мало соответствующих его готическим линиям, и, удалив внутреннее убранство, превратили его в мечеть Айя-София. С тех пор она стала религиозным центром ислама на Кипре. В 1945 г. мечеть получила название Селимийе в честь турецкого султана Селима II, завоевавшего Кипр в XVI в. Шедевром французской готики по-прежнему считается западный фасад с тремя порталами и большим окном — розой над ним.

Носят ли чадру турчанки-киприотки?

Кипрские мусульмане-аборигены не были слишком религиозны. Если заглянуть в мечеть Селимийе в Никосии во время, пятничного намаза, то можно отметить, что на призыв муллы откликнулось весьма небольшое число правоверных. А на улицах вы вряд ли встретите киприотку-турчанку в чадре.

Намного строже придерживаются требований ислама турки, переселившиеся на Кипр с материка. В своих поселениях они строго соблюдают пост во время Рамадана, до захода солнца не пьют даже чай, в отличие от турок-киприотов, весьма снисходительных в этом отношении.

Бедестан.

К югу от мечети — бывшего храма — находятся остатки другого интересного готического сооружения XIV в., известного ныне под названием Бедестан («крытый рынок»). Прежде здесь была церковь св. Николая, которая во времена венецианского господства считалась главным православным храмом Никосии. В турецкий период это помещение использовалось для торговли тканями. Лишь стрельчатые окна Бедестана, теряющиеся высоко над головой сумрачные своды напоминают о том, что нынешнее пристанище торговцев и менял когда-то было храмом.

Мечеть Хайдар-паши.

Мечеть Хайдар-паши, как и мечеть Селимийе, прежде была католическим храмом. Готическая церковь св. Катарины построена в XIV в. по образу церкви св. Софии и наряду с ней представляла собой одно из самых значительных готических сооружений на Кипре. Преобразованная в мечеть и дополненная в 1571 г. минаретом, она получила свое название по имени Хайдар-паши, одного из военачальников турецкой армии. Позже это здание было и загсом, и складом, и спортзалом. В настоящее время второй готический храм Никосии закрыт.

Киренийские ворота.

Киренийские ворота первоначально назывались «Порта-дель-провведиторе» в честь венецианского губернатора Франческо Барбаро. Надпись над воротами рассказывает как о венецианских строителях крепости, так и об ее завоевателях. В 1821 г. ворота были отремонтированы турками и снабжены привратницкой. Последний турецкий привратник Хороз Али умер в 1946 г. в возрасте 120 лет. Он открывал ворота еще входящим в город британцам.

В 1931 г. англичане закрыли эти ворота и снесли стены по обеим сторонам, проложив дороги, чтобы автотранспорт мог беспрепятственно въезжать в Старый город прямо с севера страны. Так что ворота остались как бы не у дел и сиротливо возвышаются ныне на маленьком пятачке посреди улицы.

Площадь Ататюрка.

Это место считалось светским центром старой Никосии. Сначала здесь был королевский дворец династии Лузиньянов, который в более поздние времена подвергся значительной переделке и стал Палаццио-дель-говерно, служивший резиденцией венецианских и османских наместников. После турецких пашей, правивших островом, в нем размешался турецкий суд. В 1904 г. дворец был снесен. Теперь здесь пешеходная зона.

Венецианская колонна.

В центре самой площади Ататюрка стоит колонна, воздвигнутая венецианцами как символ господства над островом. Гранитная колонна высотой около 7 метров, высеченная из монолитной глыбы, была найдена в руинах города Саламин, который на протяжении всего Средневековья служил неиссякаемой «каменоломней» для всевозможных строительных работ. Любопытно, что в Саламин римляне в свое время перевезли ее из Египта и превратили на новом месте в часть храма.

Основание колонны украшено изображением гербов знатнейших венецианских фамилий острова. В 1570 г. турки снесли ее в знак победы над венецианцами, и ее восстановили лишь в 1915 г. англичане. Лев св. Марка, некогда венчавший колонну, куда-то исчез. Его место сейчас занимает глобус из меди.

Бюйюк-Хан.

Среди возведенных в период турецкого владычества памятников архитектуры следует прежде всего упомянуть построенное в XVI в. здание мусульманской гостиницы Бюйюк-Хан, одного из самых интересных сооружений северной части Кипра. Оно стоит возле ныне ставшего мечетью Селемийе собора св. Софии.

Бюйюк-Хан («большой постоялый двор») принадлежит к тому типу постоялых дворов, которые можно встретить по всей территории бывшей Османской империи и которые стали строиться на Кипре после его завоевания турками. Они предназначались прежде всего для купцов. Четыре двухэтажных здания с общей длиной фасадов около 50 метров образуют квадратный комплекс с колоннадой во внутреннем дворе и расположенными над ней верандами.

В середине внутреннего двора стоит небольшая мечеть. Англичане с 1878 г. использовали комплекс зданий как тюрьму, а после 1945 г. — как приют для бедняков. После реконструкции в здание должен въехать художественный музей.

Бюйюк-Хамам.

В нескольких шагах к востоку от него в базарном квартале находится Бюйюк-Хамам — входные ворота популярной еще и сегодня турецкой бани, построенной на развалинах средневековой католической церкви св. Георга. Вход скопирован с портала монастырской церкви Ахейропитос (Камлибель). Сейчас он опустился почти на метр ниже уровня улицы.

Кипрско-турецкий этнографический музей (Мевлеви-Теккеси).

Выделяется восточным своеобразием и возвышающееся также в центре старого города здание, где расположен кипрско-турецкий этнографический музей. Оно построено в начале XVIII в. и известно как «Монастырь («текке») танцующих дервишей» — здесь жили члены влиятельного и богатого одноименного ордена, основанного в Персии в XIII в. «Монастырь танцующих дервишей» был единственньм на Кипре.

В большом зале монастыря дервиши собирались на свои радения, где танцевали до изнеможения, доводя себя до экстаза. Так они надеялись приблизиться к Аллаху. После упразднения ордена Ататюрком в 1925 г. в здании размешался приют для сирот. С 1963 г. здесь турецкий этнографический музей.

http://moykipr.ru/nikosiya/

поделиться: