Период эллинизма на Кипре

Александр Македонский

Полководческая и государственная деятельность Александра Македонского продолжалась недолго. В 323 г. до н.э. он умер от лихорадки в возрасте 33 лет. Но время Александра стало своеобразным переходом от классической к эллинистической эпохе. В результате его походов не только была уничтожена Ахеменидская держава и создана новая, превосходящая ее по размерам, но и значительно раздвинуты географические границы греческого мира, появились условия для соединения достижений древнегреческой и древневосточных цивилизаций в рамках эллинистической культуры античного мира.

Новая эпоха означала также ломку этнической, политической и религиозной замкнутости, возникновение новых форм государственности, расширение масштабов экономических связей, углубление процесса социальной дифференциации. Все эти явления проявились и в истории Кипра, ставшего неотъемлемой частью эллинистического мира. Это означало как многие приобретения, особенно в преодолении кипрским обществом своего периферийного состояния, так и определенные потери, к числу которых можно отнести утрату охранявшейся на протяжении многих веков самобытности политической жизни и культуры киприотов.

Сразу после смерти Александра Македонского началась борьба за раздел его наследия — огромной империи, созданной в ходе завоеваний. Соперничество между полководцами-диадохами (преемниками) самым непосредственным образам затронуло и Кипр. Одно из его последствий — исчезновение кипрских монархий. Непрекращающиеся распри Птолемея с кипрскими царями приводят в 310 г. до н.э. к падению династии Тевкров в Саламине, последний царь которого Никокреон, чтобы не попасть живым в руки солдат Птолемея, вместе со своей семьей кончает жизнь самоубийством.

Царский дворец гибнет в пламене пожара. После неудавшейся попытки Афин взять под свой контроль Кипр Птолемей, воспользовавшись новой вспышкой борьбы за власть в Македонии, в 294 г. до н.э. аннексировал Кипр, присоединив его к своим египетским владениям. На протяжении последующих 250 лет (294-58, 48-30 гг. до н.э.) остров почти неизменно оставался в составе государства Птолемеев, несмотря на постоянное соперничество последних с Селевкидами, — династией, основанной другим диадохом, Селевком I, и контролировавшей ряд переднеазиатских территорий.

Как для Птолемеев, так и для Селевкидов Кипр представлял интерес как поставщик меди, а также как центр морской торговли и кораблестроения. Чтобы облегчить связь между птолемеевским Египтом и Кипром, столица острова была перенесена из Саламина в Пафос, город и порт на юго-западном побережье. Известный также своим храмом Афродиты Пафос стал одновременно и религиозным центром острова.

При новых правителях кардинально изменилась система управления Кипром. Вначале все монархии были сведены в одну конфедерацию, а затем в одно царство под властью принцев из дома Птолемеев. Тем самым управление обрело централизованный характер. В рамках птолемеевской империи Кипр рассматривался как отдельная военно-административная единица, а его правители выступали в качестве стратегов (наместников), подчинявшихся непосредственно главе всей державы.

В начале II в. стратеги получили также титул первосвященника, что позволило увеличить средства, расходуемые на содержание армии, за счет кипрских святилищ. Еще позже стратеги стали выступать как командующие флотом, так как основной базой птолемеевского флота был Пафос. В наиболее важных городах острова размещались военные гарнизоны, командиры которых были и градоначальниками. На эти посты назначались придворные высокого ранга, связанные родственными узами с правящей династией.

Несмотря на продолжавшееся долгое время соперничество из-за Кипра Птолемеев и Селевкидов, население острова жило в относительном спокойствии, что способствовало его общественному развитию. В этот период остров переживает культурный подъем, растет благосостояние населения. На руинах древней Ледры строится новый город Лефкосия, который позднее на западе станут называть Никосией, а Пафос превращается в город-крепость.

Полное включение страны в эллинистический мир привело к значительным изменениям в социальной жизни, в материальной и духовной культуре. Широкие масштабы обрело городское строительство на основе принципов, разработанных еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским. Города строились с прямыми, пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, как правило, по странам света. К главной, самой широкой улице примыкала площадь для проведения собраний горожан — агора (буквально «рыночная площадь»), по краям которой размешались общественные и культовые здания, а также торговые помещения.

Поблизости от нее возводились гимнасии (от греческого «гимнос» — «обнаженный»), первоначально центры физического развития, а позже — научной жизни и образования. За пределами жилых кварталов строились театры и стадионы. Многие постройки эллинистического Кипра были заменены римскими или пострадали от сильных землетрясений 15 г. до н.э. и 76-77 гг. н.э., но эпиграфические памятники подтверждают существование гимнасий в Саламине, Китионе и Курионе.

Известно также, что в Курионе во II в. до н.э. был построен театр. Остатки общественных сооружений имеются и в Идалионе. Все это позволяет предполагать наличие в этот период на острове полисной организации городского населения, сочетавшейся с эллинистической монархией. Иными словами, киприоты располагали значительным объемом прав во внутреннем самоуправлении, но вместе с тем были подчинены царю и его приближенным.

Царский двор, высшая военная и гражданская администрации, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли верхний слой местного городского общества. Их благосостояние поддерживалось за счет земельных владений, доходных должностей, участия в торговле и ростовщичества. Более многочисленными были средние слои — обычные торговцы и ремесленники, царские чиновники, местное жречество, люди интеллигентных профессий (врачи, архитекторы, художники, скульпторы, философы).

Нижний слой горожан — лаой (чернь) — составляли зависимые и полузависимые земледельцы, работники царских мастерских, поденщики, лица непрестижных профессий, ниже которых стояли только рабы. Сельское население объединялось в общины (комы). За каждым таким коллективом Птолемеи закрепляли определенную территорию. Состав комы был неоднороден, в нем значились не только земледельцы, но и военные колонисты, жрецы, торговцы, поденщики, рабы.

При всех различиях социального статуса жители эллинистического Кипра жили в условиях единой культурной традиции. Одним из важнейших ее элементов было распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования. Обучению молодежи уделялось много внимания. Мальчиков, начиная с семилетнего возраста, обучали чтению, письму, счету, рисованию, гимнастике, знакомили их с мифами, поэмами Гомера. Получив основы этического и религиозного мировоззрения, подростки с 12-летнего возраста обучались в гимнасиях.

Вначале они проходили школу физической подготовки и одновременно в грамматической школе изучали сочинения поэтов, историков, начала геометрии и астрономии, обучались игре на музыкальных инструментах. Юноши 15-17-летнего возраста слушали лекции по риторике, логике, философии, математике, обучались началам военного дела. Гимнасии были не только образовательными учреждениями, но и местом спортивных состязаний, которым в эллинистическом мире уделялось особое внимание. Достаточно вспомнить об Олимпийских играх, проводившихся в честь Зевса с IV в. до н. э. регулярно, раз в четыре года. В них принимали участие и полноправные граждане кипрских городов.

Помимо этих игр устраивались и другие многолюдные празднества, включавшие торжественные шествия, игры и состязания, театральные представления и угощения и имевшие своей целью пропаганду и распространение эллинистической культуры. К числу таковых можно отнести Птолемеи — праздники в честь правящей династии, проводившиеся в Александрии и по своим масштабам не уступавшие Олимпийским играм.

Потребность в систематизации научных знаний, накопленных в греческом и восточном мире, привела к появлению особого типа общественных учреждений — библиотек. Крупнейшей из них, несомненно, была Александрийская, которая насчитывала в I в. до н. э. около 700 тысяч свитков. Известны и некоторые из кипрских библиотек. Одна из них была основана Никократом из Куриона, другая принадлежала жителям города Солы.

О развитии духовной жизни на острове свидетельствует вклад киприотов в развитие эллинистической культуры. Большой известностью в античном мире пользовался Эвдемос (IV в. до н. э.), друг Платона и Аристотеля. Его творчество способствовало утверждению этического принципа эвдемонизма, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Среди мыслителей того времени можно назвать и Зенона из Китиона (335-264 гг. до н. э.), основателя философской школы стоицизма. Его последователи-стоики полагали, что конечная цель человека — счастье — должна определяться как жизнь в согласии с природными законами.

Их идеалом был мудрец, добровольно следующий судьбе, невозмутимый и спокойный, не реагирующий на внешние и внутренние раздражающие факторы. Достаточно высокий уровень изобразительного искусства на Кипре подтверждают мозаичные панно в Пафосе и Курионе, многочисленные скульптуры из местного известняка, терракоты и привозного мрамора, среди которых преобладают изображения «Киприды» (Афродиты) и других античных божеств (Зевса, Эрота, Геракла), а также цветные стеклянные сосуды, различные ювелирные изделия, сочетающие металл, стекло и драгоценные камни.

История Кипра

поделиться: